- Территориальное общественное самоуправление
- ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (англ. territorial public self-government) - в РФ самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и др.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы Т.о.с.
Правовое регулирование Т.о.с. осуществляется ст. 80-86 Закона РСФСР от 6.07.1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» в части, не противоречащей Конституции РФ* и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»**. Порядок организации и осуществления Т.о.с. определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как часть общей системы местного самоуправления в РФ, система Т.о.с. включает общие собрания (сходы) граждан, конференции жителей, опросы населения и др. территориальные формы непосредственной демократии, а также органы Т.о.с. - советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и др. территорий. В отличие от общественных объединений органы Т.о.с. действуют только в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население на основе не членства, а совместной деятельности в сфере обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов. Территории, на которых действуют органы Т.о.с, устанавливаются по предложению жителей соответствующей администрацией и утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Органы Т.о.с. создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления. Они формируются, как правило, путем выборов на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства на срок полномочий представительного органа местного самоуправления. Однако общие собрания (сходы) или конференции жителей могут устанавливать и др. срок полномочий органов Т.о.с.
Компетенция органов Т.о.с. определяется их положениями (уставами) с учетом полномочий, передаваемых им представительными органами и местной администрацией, которые вправе устанавливать сферы совместной компетенции с органами Т.о.с. по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами Т.о.с.
В соответствии с уставом (положением) о местном самоуправлении органы Т.о.с. могут являться юридическими лицами.
Органы Т.о.с. вправе: создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах; выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов; объединять на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ; участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе; организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения; определять в соответствии со своим положением (уставом) штаты и порядок оплаты труда работников. Ведение органами Т.о.с. иной хозяйственной деятельности не допускается.
В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления содействуют органам Т.о.с. в осуществлении их полномочий.
Финансовые ресурсы органов Т.о.с. состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им представительными органами и местной администрацией. Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности этих органов, добровольных взносов и пожертвований организаций и граждан, др. поступлений.
Энциклопедия права. 2015.